Воскресенье, 05.05.2024, 20:15

ЦО № 1828       
Психологическая служба

Вы вошли какГость | Группа "Гости"
Меню сайта
Наш опрос
Как развивающие занятия Вы бы хотели посетить?

Всего ответов: 14
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Факультативы и тренинги » Работа с педагогами

Программа тренингов с учителями с использованием арт-терапии

Внутреннее "Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:

  • практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
  • арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
  • изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
  • продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
  • арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
  • арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
  • арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

 

Цель:  Разностороннее развитие, самопознание, снижение эмоционального напряжения.

 

Задачи:

  • снизить эмоциональную тревожность,
  • повысить самооценку,
  • развить коммуникативные навыки,
  • способствовать развитию самосознания,
  • снижение вероятности эмоционального выгорания

Участники: педагоги

 

Форма проведения: группы по 2-10 человек, продолжительность 60-90 минут


Планирование:

Занятие

Тема занятия

Задача занятия

  1.  

Введение: знакомство с материалами, свободная тема из различных материалов

Знакомство, адаптация к нестандартным условиям работы.

  1.  

«Мое эмоциональное состояние»

Выявление насущного эмоционального состояния

  1.  

«Конфликты, стресс»

Арт-терапия как средство снятия напряжения

  1.  

«Я»

создание образа собственного Я

  1.  

Мои ресурсы

создание ресурса, позволяющего набираться сил для решения задач

  1.  

Итоговое занятие: коллективный коллаж

Закрепить накопленные навыки и групповую сплоченность

Занятие №1

Цель: знакомство с материалом

Участникам тренинга рассказывается о правилах проведения тренинговых занятий (конфиденциальность, правило «здесь и сейчас», правило добровольности). Далее на столах раскладывается весь материал, с которым можно работать в рамках арт-терапии. А именно листы бумаги, ватманы, гуашь, масса для лепки, пластилин. У педагогов есть возможность ознакомиться, потрогать весь используемый материал. Далее предлагается каждому из них сделать все, что он пожелает на данный момент. В своей работе на первом занятии мы стараемся не использовать пастель или карандаши. Начинать лучше с гуаши. Причем особенностью является еще то, что педагоги рисуют  без кисточек, пальцами. Если в начале педагоги очень настороженно относятся к этому и рисуют аккуратно одним пальцем, то к концу занятия можно наблюдать рисование всей ладонью.

Роль психолога: во время практической части занятия психолог является наблюдателем процесса, иногда интересуясь тем, что делает в данный момент участник занятия. Если в занятии участвуют 2 специалиста психолога, то им необходимо «разделить» участников между собой, чтобы следить не за всеми, а за конкретными людьми.

 

Занятие № 2

Цель: Выявление насущного эмоционального состояния.

Материал: ватманы, гуашь, вода.

Участники: Перед каждым участником тренинга лежат ватман и краски. Задача отобразить свое внутреннее состояние на данный момент, используя эти материалы.

Психолог: На этом занятии психолог непосредственно включается в процесс, задает уточняющие, наводящие вопросы, делится своими ощущениями и впечатлением.

Важно: Психолог дает как можно меньшее количество интерпретаций.  Потому что, в каждом графическом изображении остается нечто специфически индивидуальное, а психолог может вносить свои субъективные переживания, восприятие внешнего мир в интерпретацию, уводя клиента с его пути. И еще одна важная деталь: во время арт-терапевтического занятия необходимо отслеживать всю ситуацию в целом и состояние каждого из участников.

 

Занятие №3

Цель: Взаимодействие в конфликтной ситуации. Снятие стресса.

Материалы: бумага, карандаши, краски, пастель.

Участники: Участникам предлагается ряд заданий на конфликтное взаимодействие:

  • Каждый делает рисунок на листе формата А4, далее передает соседу справа, тот его «портит», передает еще раз соседу справа, которые «портит» уже испорченный рисунок (что-то дорисовывает, закрашивает, зачеркивает). Задача следующего человека, которому был передан рисунок, исправить то, что было испорчено. После этого рисунки возвращаются к их авторам. Идет обсуждение того, что было делать проще (портить или восстанавливать), что чувствует автор рисунка после того, как ему вернули его творчество.
  • Участники делятся по парам (если их число нечетное, то ведущий тоже участвует в выполнении задания). Каждый участник рисует маленький рисунок. Далее в парах они обмениваются рисунками. Задача каждого участника пары использовать нарисованное, как элемент нового рисунка. Обмен рисунками можно провести еще 3- 4 раза, пока весь лист не будет заполнен. Далее идет обсуждение того, что происходило.

Психолог: Психолог ведет процесс, участвует в обсуждении упражнений, делится своими наблюдениями.

Занятие №5

Цель: создание ресурса, позволяющего набираться сил для решения конкретных задач.

Материал: листы бумаги, ватманы, гуашь, масса для лепки, пластилин, пастель, клей, журналы для вырезания картинок.

Психологи: зачитывает инструкцию: «Невозможно создать один ресурс для решения всех жизненных ситуаций. Сейчас вам предстоит подумать о том, для какой конкретной ситуации Вам необходим ресурс. Переда Вами различные материалы, которые Вы можете использовать для воплощения задуманного».

Участники: Задача участников придумать конкретную ситуацию, в которой им необходим ресурс, и сделать его из доступных материалов.

Психологи: психолог непосредственно включается в процесс, задает уточняющие, наводящие вопросы, делится своими ощущениями и впечатлением.

Важно: в заключение каждого занятия проводится подведение итогов, обратная связь, рефлексия.

 
Итог групповой арт-терапии:

  • позволяет развивать ценные социальные навыки;
  • арт –терапия связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
  • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
  • позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
  • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
  • развивает навыки принятия решений.
  • предполагает особую "демократическую” атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;
  • во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым "нормам”.

 

Список литературы:

  1. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.
      2.   Г.Ферс. Тайный мир рисунка.
Категория: Работа с педагогами | Добавил: Psyman (09.03.2011)
Просмотров: 5297 | Теги: педагоги, ресурс, арт-терапия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: